Свободная игра

Большое внимание мы уделяем свободной игре. Ни для кого не секрет, что игры – это главное дело ребенка-дошкольника. Нам, взрослым, часто кажется, что это что-то неважное, необязательное, несерьезное, на самом же деле трудно переоценить значение игры в развитии ребенка.

В натуральных культурах все обучение детей происходит во время игры. Мальчишки следят за старшими мужчинами и учатся удить рыбу, управлять лодкой, мастерить хижины; девочки точно повторяют за старшими женщинами и быстро обучаются главным женским делам – уходу за растениями и животными, готовке, уборке и, конечно, заботе о малышах. А, наблюдая за отношениями в семье, между родителями, братьями и сестрами, и в общине – между мужчинами, женщинами, стариками и детьми, малыши учатся общаться между собой, завязывать отношения, понимать устройство общества. Так, в игре, подражая старшим, дети постигают все жизненные премудрости, необходимые для взрослой жизни.

Если представить себе идеальные условия для развития детей дошкольного возраста в наши дни (до обучения чтению, письму и счету), то видится что-то наподобие такого маленького простого мирка, где все дела – очевидные и понятные, где все, что нужно детям – это раз за разом проигрывать действия взрослых, постепенно оттачивая свои навыки до совершенства. Дети учатся, подражая взрослым. И никак иначе.

Кажется, в нашем современном мире невозможно создать детям необходимые условия развития – мы живем в квартирах, много времени проводим за работой, непонятной детям – за компьютером, подсчетами и прочими сидячими делами. Кроме того, всю домашнюю работу стараемся сделать, пока ребенок спит или занят другими делами, чтобы он не мешал. На самом деле этим мы отнимаем у него возможность познавать саму жизнь, приобретать свой собственный жизненный опыт. Именно поэтому не стоит занимать все свободное время малыша разными занятиями и кружками - нужно найти баланс между структурированными обучающими занятиями и возможностью для ребенка какое-то время быть не занятым ничем, чтобы самому разобраться с тем, что ему важно сделать.

Что же такое свободная игра и как она происходит?
Чаще всего свободное время дети проводят, либо следуя по пятам за родителями, либо разыгрывая пережитые ситуации своей жизни. Так, наблюдая как мама убирает дом, малыш найдет свой веник, сделанный из ветки или попросит веник у мамы и будет копировать ее движения, даже не стараясь сметать крошки с пола. Для ребенка важен сам процесс, о результате он пока не задумывается.

Чем старше становится ребенок, тем больше интересных сторон повседневной жизни он способен подмечать и проживать в своих играх. Дети лет пяти разыгрывают целые сцены семейной жизни, и, наблюдая за ними, мы, взрослые, часто удивляемся глубине их понимания всех тончайших нюансов взаимоотношений. В будущем именно эти игры позволят уже подросшим малышам находить друзей, с увлечением учиться и работать, влюбляться и заводить уже свою семью. В этом смысле люди продолжают играть всю свою жизнь.

Во время свободной игры дети могут десятки раз строить и переделывать разные «домики» и «машины» из стульев и покрывал, «пироги» и «чаепития» из песка и зачастую не так важно собственно начать игру, как важен сам процесс создания игрового поля. Создавая из одних и тех же материалов все более совершенные конструкции, дети развивают самое важное умение – фантазировать и воплощать в реальность свои идеи.
Отдельно хотелось бы сказать, что свободная игра, в которой участвует взрослый – это поле для безопасного общения с ребенком на трудные темы и коррекции поведения. О чем подробнее расскажу в следующей статье.

Комментарии (0)

twittervkontaktefacebook