Дневник воспитателя: начало дня — Полянка

Что такое Полянки и с чем их едят

Полянка — один из видов групповой работы с детьми в начале и конце дня, по смыслу и содержанию напоминает первичный круг (шеринг, рефлексию) в групповых психологических тренингах, когда каждый из участников может рассказать о том, как себя чувствует, чего ожидает от работы, и услышать подобную информацию от других. Ведущий может поделиться планом работы, рассказать о теме, структуре предстоящего занятия.

В нашем случае Полянка — это тоже своего рода приветствие, настройка на общий лад. Воспитатели и детки садятся в круг на мягкий коврик, зажигают свечку и начинают день с песенки о том, как утром встает солнце и о том, как начинается новый день. Полянка — это время для переключения внимания ребенка с родителей и того, как было дома, на воспитателей, и на то, что будет в садике. Это главная задача Полянки, и достигается она с помощью соблюдения простых, но очень важных принципов:

1Принцип постоянства.
Полянка — это ритуал, а ритуалы должны быть повторяемыми — каждый день в одно и то же время ребенок включается в одно и то же действо, каждый день зажигает с воспитателем свечку, слышит знакомые песенки, играет в пальчиковые игры и слушает о планах на день, чем будет заниматься в садике. Постоянство ритуалов, ритма дня и недели особенно важно для ребенка, мир которого непредсказуем, неконтролируем. Дети с трудом ориентируются во времени и поэтому самостоятельное планирование ими будущего часто невозможно или, если ребенок ожидает чего-то конкретного (в пятницу приедет бабушка), то продолжительность времени может пониматься им весьма туманно, поэтому дети так часто спрашивают каждый день или час, сколько еще осталось ждать до праздника или до прихода родителей. У ребенка это вызывает тревогу, с которой трудно справиться самостоятельно, поэтому на помощь приходят взрослые. Мы можем тщательно продумать ритм жизни ребенка в соответствии с его потребностями и потребностями среды, и помогать деткам подмечать постоянство этого ритма в событиях (что за чем идет). Так, наше утро неизменно начинается с Полянки.

2Принцип постепенного изменения.
В нашей жизни все происходит ритмично и циклично. Сердце отбивает ритм, мы шагаем и танцуем, и поем и даже говорим ритмично; кровь бежит по всему телу и возвращается, сделав полный круг, солнце встает и садится, даже наша галактика движется по кругу, поэтому, с одной стороны, сохраняется постоянство ритмов, а с другой — происходит постоянное движение, которое, проходя через определенные стадии, возвращается на исходные позиции чуть изменившись. Итак, очень важно соблюдать баланс между постоянством (ритм) и изменениями (цикличность). В Полянках это происходит так, что каждый раз мы начинаем со свечи, потом идет приветственная песенка, потом идет блок о временах года и, в заключение, — планы на день. Так поддерживается постоянство, ритм Полянки. Цикличность же проявляется в том, что постепенно мы заменяем одни песенки на другие с течением месяца, поры года, погоды, настроения, праздников и прочих обстоятельств. Хорошее соотношение нового и старого в Полянке 50 на 50 в начале месяца (т.е. в начале Марта 50% февральской Полянки, 50% — мартовской, в начале Апреля — 50% мартовской, 50% — майской и т.д.), а в течение месяца песни и стихи постепенно заменяются по 1-2 в неделю. Кроме того, дети очень хорошо помнят прошлогодние песенки и радуются, узнавая их, поэтому каждый год можно сохранять несколько ведущих песен и добавлять новые, которые малыши запомнят уже на следующий год.

3Принцип предугадывания.
Все наши песенки сопровождаются движениями, это привносит динамики, включает деток в процесс и помогает проснуться (как зарядка), но вместе с тем сопровождение слов, которые мы поем, движениями облегчает не только понимание смысла текстов, но и ускоряет запоминание. Разные зоны мозга активируются одновременно, и происходит более целостное запоминание, — так, музыканты, вспоминая мелодию, автоматически вспоминают движение пальцев и, наоборот, вспоминая движения пальцев, могут вспомнить мелодию. Поэтому движения, сопровождающие песенку, должны быть четкими, простыми и «говорящими» — если лес, то руки прямые, если дом, то соединенные пальцами, если движение, то логичное — снег кружится и падает, дождик капает, шаги топают. Но не менее важно подсказывать деткам слова, чуточку опережая движением текст песенки, движение будто вызывает слова к жизни — сначала мы показываем, что солнышко взошло и только в середине движения начинаем это проговаривать. Это поможет деткам соединить в памяти движение, текст и смысл песенки и с большей готовностью погрузиться в образы.

4Принцип естественности, природности.
Основная ценность нашей жизни — это природа, жизнь, здоровье. Именно поэтому в Полянках мы так много говорим о порах года, о том, какая погода за окном, о том, что делают звери и птицы, о том, как живут деревья и травы (в отличие от восприятия детьми животных и насекомых, которые могут двигаться, дети часто не осознают, что деревья тоже живые, т.к. еще не замечали, как они растут, поэтому важно обращать внимание детей на изменения в жизни деревьев — с порами года, с ростом и умиранием и т.п.). Забота обо всем живом, тайны мира животных и растений — это то, что мы приоткрываем в песнях Полянки, поэтому выбор содержания Полянок так важен. Ценности, которые поются в Полянках — это универсальные ценности, которые мы несем деткам. Дом, семья, друзья, волшебство, уют, лес, птицы, звери, насекомые, цветы, грибы и ягоды, огород, письма, чай с вареньем, гости и гостеприимство, праздники и подарки, свет, солнце, ветер, снег, дождь, радуга, огонь... все, что так ценят взрослые, когда представляют себе гармонию мира вокруг — достояние песен и рассказов на Полянках.

5Принцип донесения важной информации.
Из вышеописанного уже видно, что Полянки — дело нешуточное, хоть и занимает всего 5-10 минут в день. Тем не менее, это очень удобное время для того, чтобы поделиться друг с другом и с детьми самой важной информацией — даже ребята, которые всячески демонстрируют свое пренебрежение, на самом деле очень внимательно прислушиваются к тому, что происходит на Полянках. Поэтому на Полянки мы можем выносить просьбы (особенно радуются ребята, когда эти просьбы приходят от волшебных персонажей — Кузи, Деда Мороза, птичек, Зайчишки и т.д.), планировать день, предупреждать о каких-то событиях, выходящих из привычного ритма дня или недели (поездки, праздники, незнакомые люди), чтобы малыши успели задать вопросы и включить эти новые события в свой мир. Также планы на день помогают детям переключиться от мыслей о доме на мысли о садике и о том интересном, что ждет их в течение дня.

6Принцип чередования и неожиданных изменений.
Хоть я и пишу про песенки на Полянке, это, конечно, вовсе не значит, что Полянка состоит исключительно из песен. Песни — это самый удобоваримый способ усвоения текста для человека — они ритмичны и мелодичны, образны, эмоциональны. И весьма ограничены в информационном плане, то есть песни — это чувственная часть Полянки, а все остальное хорошо доносить прозой, простой речью.

Хорошо обновляют Полянки не только новые песенки, но и вопросы, загадки, скороговорки, считалки и прочие неожиданности, в которых активность ребенка повышается. Часто ребята бывают не против поговорить на Полянке, рассказать о каком-то событии, происшедшем с ними дома или в гостях, рассказать о том, как они проснулись или не хотели просыпаться. Очень важно соблюсти баланс — дать всем желающим выговориться, но не разрушить атмосферу Полянки сбивчивыми разговорами (когда мы сидим в кругу, очень важно научить ребенка говорить коротко и по делу, потому что внимание его слушателей весьма неустойчивое, а опыт невнимательной аудитории весьма неприятен для самого выступающего). После обсуждений и отступлений, мы плавно возвращаемся в течение Полянки и, коротко повторив последнюю идею, следуем дальше.

Заканчиваются Полянки тоже всегда одинаково — мы предлагаем гасить свечку всем вместе и тут же направляем деток на дальнейшее действие (мыть руки, собираться на улицу, если это вечерняя Полянка и т.д.). В это время детки особенно хорошо воспринимают слова и настроение воспитателя из-за настройки на его голос во время пения и на его фигуру как человека, с которым ребенок готов провести целый день. Поэтому пение песенок в течение дня (после активных игр или перед сном) возвращает ниточки контакта между ребенком и взрослым, даже если какое-то время этот контакт был совсем слабым или вовсе нарушился.

Утренние и вечерние Полянки в целом схожи, но отличаются по энергетике и направленности — если утром мы направлены в настоящее-будущее, то вечером — на настоящее-прошлое (детки с удовольствием вспоминают и рассказывают, как прошел день, что запомнилось, что понравилось и что не понравилось и т.п.). Часто эта обратная связь дает неожиданную информацию для воспитателей для того, чтобы по-новому взглянуть на события дня и их восприятие конкретным ребенком. Деткам же выпадает хорошая возможность проговорить сильные чувства и эмоции (особенно если это были негативные эмоции), а не держать их в себе до подходящего случая разрядиться. Также на вечерней Полянке мы ориентируем детей от воспитателей к родителям, от садика к дому, а восстановление в памяти целого дня позволяет полнее рассказывать родителям о том, как прожил этот день их ребенок.

Домашний детский клуб "Источник":
Сайт: http://istok-club.by/
Группа вконтакте: https://vk.com/istochnik_club

Комментарии (0)

twittervkontaktefacebook