Роль чувственности и сексуальности в жизни человека

Люди связывают чувственность со своей животной природой и поэтому склонны ею пренебрегать, подавлять, презирать ее или даже бояться, забывая, что мы эволюционируем именно благодаря возможности познавать действительность посредством данных нам органов чувств.

До сексуальной революции на Западе в 60-х годах чувственность, сексуальность были под запретом, поскольку воспринимались как нечто непристойное, недостойное человека. Цивилизация все дальше уводит нас от первобытных инстинктов, в то время как чувственность остается животной по своей природе. Но неразумно пытаться отказаться от нее, поскольку чувственность или, иными словами, способность познавать реальность посредством наших органов чувств — остается главной движущей силой развития человека. И это касается человечества, как биологического вида, так и каждого человека в отдельности. Наше мышление и все наши действия базируются на наших чувствах. Младенец получает впечатления от своих органов чувств — зрения, осязания, обоняния и вкуса, просто переживая эти впечатления как приятные или неприятные, не давая им названий и не анализируя — также работает сознание животных. Но постепенно ребенок усваивает от окружающих людей названия вещам, ощущениям, явлениям, которые он переживает, перенимая их картину мира. Так в его сознании формируется понятия, идеи, представления о действительности, формируется мышление. Так развивается человек, и чувственное переживание действительности — главный инструмент, без которого развитие человека было бы невозможно.

Естественно, ребенок рождается с ориентирами, позволяющими отличать удовольствие от неудовольствия. Впечатления, поступающие от органов чувств, обрабатываются в центре удовольствия головного мозга — чувствительной структуре, которая регулирует выделение дофамина, гормона удовольствия.

Боль или удовольствие? Для животных это просто вопрос выживания, и высокоразвитая нервная система человека также занимается, в сущности, решением одного единственного вопроса: что для нас хорошо, а что плохо. Значит ли это, что мы не владеем свободой в том, что касается наших чувств? Конечно, мы не можем изменить характер функционирования наших генов и физиологии, однако мы можем выбрать, как распорядиться этим инструментом.

Удовольствие — связь между мыслями и чувствами

Можно выделить два способа получать удовольствие: сверху-вниз и снизу-вверх. Удовольствие, которое мы испытываем от физических ощущений: запах, вкус, тепло, ласки и т. д. — это путь снизу-вверх. Однако удовольствие способен провоцировать и сам мозг, ассоциируя внешние стимулы — слово, звук, образ с приятными воспоминания. Таким образом возникает удовольствие от одной только мысли — это путь сверху-вниз. То есть, наше удовольствие возникает как на основе непосредственного восприятия, так и на основе воображения — при этом действуют одни и те же связи в головном мозге. Чувственное удовольствие как и всегда сопровождает удовлетворение базовых потребностей: еда, продолжение рода, выполняя таким образом функцию движущей силы эволюции. Но у каждого человека есть и свой личный вкус — аппетит к удовольствиям и способность их получать у людей неодинаковы, они проявляются по-разному: в зависимости от генетики, воспитания, традиций, культуры. Так что чувственность является в определенной степени сознательным выбором каждого, то есть человек способен решить быть ли ему более или менее чувственным.

Сексуальность

Понятие «чувственность» часто ассоциируется в сознании людей с понятием сексуальности, в таком случае речь идет не о чувственности как способности воспринимать мир органами чувств, а, скорее, о преобразовании этих сигналов в сексуальные импульсы. Сексуальное влечение, сексуальное желание — одно из самых ярких проявлений чувственности. Сексуальное влечение обостряет наше восприятие и одновременно подпитывается им. Когда мы переживаем сексуальное влечение, все наши чувства: зрение, осязание, обоняние, вкус — словно привстают на цыпочки. Все в любимом человеке приобретает особое очарование: мельчайшие черты его лица и тела, тембр голоса, манеры, интонации. Обращая таким образом настроенное восприятие на мир и самих себя, мы воспринимаем и чувствуем все с удивительной отчетливостью. Именно поэтому люди замечают, что в период влюбленности они переживали жизнь особенно ярко, интенсивно и полно и чувствовали себя наиболее живыми. То есть справедливо говорить о прямом влиянии сексуальной чувственности на витальность — жизнеспособность, жизненный потенциал, наполненность энергией — все то, что Зигмунд Фрейд объединил в понятие «либидо»: в ранних трудах Фрейд обозначал этим термином энергию сексуального влечения, а в более поздних работах — энергию влечения к жизни, как противоположность разрушительному влечению к смерти «мортидо».

Слабость или сила?

Поскольку чувственность напрямую связана с чувствами и телом, она связывает нас с нашей животной природой. Но нет причин считать ее слабостью, унижением человеческого достоинства либо связывать ее с религиозным понятием греха, либо прикреплять к ней еще какие-либо негативные ассоциации и ярлыки.

Чувственность — это важное свойство и способность человека, и она важна не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Из чувственности берет начало любое человеческое искусство: музыка, живопись, кино, танец, кулинария и так далее. Люди оформляют чувственность в социальные ритуалы и знаковые системы, например, одежду, манеры поведения, способы общения — все то, что составляет понятие человеческой культуры. Для отдельного человека чувственность — это что-то вроде личной подписи, то индивидуальное обаяние, харизма, которые выделяют личность среди других. Чувственность человека определяет его личный стиль, насколько он открыт миру и окружающим. Чувственность создает вкус и радость жизни, удовольствие быть самим собой. Чувственное переживание действительности — это источник вдохновения во всех сферах жизни.

Человек — единственное существо, способное целенаправленно культивировать свою чувственность, воспитывать ее, превращая в свое преимущество и созидательную силу — в культуру, искусство, этику. Только мы умеем находить то, что нам нравится, воображать удовольствия, создавать их, запоминать и делиться с другими. В этом разница между инстинктивным поиском удовольствий, как у животных, и искусством — музыкой, живописью, эротикой и так далее, или искусством жить — как у людей. Любящая и гармоничная семья также базируется на правильным образом воспитанной чувственности, направленной в созидательное русло...

Итак, чувственность для человека — это не только способ выживания, записанный в генах, не только движущая сила эволюции, это также дар, возможность переживать настоящее во всей полноте, находить единство с миром, строить отношения с другими людьми, это источник вдохновения, искусства, творчества во всех проявлениях. Нужно только найти гармонию между развитой чувственностью, то есть детской способностью жить чувствами и инстинктами, быть естественными и спонтанными — и взрослой рассудительностью.

Чистота восприятия

Но как же найти эту гармонию между чувствами и разумом, вернуть детскую жизнерадостность, естественность, увидеть мир незамутненным взором? Духовные наставники говорят, что для этого необходимо научиться разделять мир и наши представления о нем — ярлыки, которые мы на него навешиваем, и перестать отождествлять мир с этими ярлыками; и нужно научиться разделять себя и свои проявления — чувства, мысли, эмоции, которые мы испытываем, и перестать отождествлять себя с ними, научиться не вовлекаться, найти в себе внутреннего безмятежного наблюдателя, который на все происходящее со стороны, безоценочно и беспристрастно.

Так пишет буддийский учитель Yongey Mingyur Rinpoche (Йонге Мингьюр Ринпоче) в своей книге: «Нас с детства приучили ассоциировать понятие «я» и «мое» с потоком впечатлений, переживаний, которые подтверждают наше личное существование, наше ощущение себя. Но если принять во внимание то великое множество факторов, сумма которых создает наше индивидуальное ощущение себя, то наша привязанность к этому «я», с которым мы себя отождествляем, начинает ослабевать. И тогда мы перестаем отождествлять себя с нашими переживаниями, чувствами, мыслями, эмоциями, мы и перестаем подавлять их и начинаем переживать их свободно, просто наблюдая и позволяя им происходить. Поступая так, мы постепенно возвращаем себе то непосредственное, невинное мировосприятие, которым мы обладали в детстве. Мы начинаем лучше слышать и понимать других людей, более полно осознавать происходящее с нами и вокруг нас, более осознанно и мудро реагировать на трудные ситуации. В конечном итоге мы доходим до уровня, настолько тонкого, что можно и не заметить, что происходит: мы пробуждаемся в ясном, свободном и любящем состоянии сознания, превосходящем все блага, которые можно вообразить».

Автор: Lana Fairchild.

Комментарии (0)

twittervkontaktefacebook