Курс по управлению финансами. Часть 4: Кто хозяин? Вы или ваши деньги?

Предыдущие части:

Дайте каждой копейке работу

Мы рассмотрели основы бюджета. У вас есть доходы, и у вас есть расходы. Между ними нужно поместить

Первое правило

Дайте каждой копейке работу. ВЫ начальник.

Именно это правило — главное условие, от которого напрямую зависит успешное ведение бюджета.

Представьте себе предприятие, у сотрудников которого нет никаких определенных должностных обязанностей. Инженеры работают над маркетинговым планом или пытаются найти способ погасить арендную плату для бухгалтерского отдела. Маркетологи любят проводить время в цеху, разглядывая большую, блестящую заводскую технику. А бухгалтеры (со всеми их специфическими профессиональными особенностями) развлекаются, пытаясь продать товары клиентам (представьте как хорошо у них это получается).

Ну, думаю вы представили картину. Едва ли эта компания когда-то слыхала о принципах межфункциональной команды. Это компания без четкого распределения обязанностей сотрудников. Захотите вы работать на предприятии такой компании? Даже если вдруг по каким-то невероятным причинам и захотите, долго работать все-равно не придется. Такая компания разорится в считанные дни.

Дом, где роль каждой копейки не определена, обречен на аналогичный финансовый провал.

Не стоит позволять своим деньгам также бесцельно болтаться, растрачиваясь по пустякам.

В наше время, когда деньги имеют свойство так легко улетучиваться, необходимость четко определить роль для каждой копейки из своего дохода стала особенно актуальной.

Давайте предположим, что ваш доход за месяц составляет 2000 долларов. Вы должны назначить каждому без исключения доллару работу. Одни доллары идут на арендную плату и делают свою работу в течение этого самого месяца. Другие идут в сбережение на отпуск. Некоторые доллары остаются просто в запасе, они получают работу быть «наготове», на всякий случай (типа как пожарники или дежурные врачи, или милиционеры). У вас всегда будет часть денег, которые просто лежат про запас несколько месяцев, а то и год, прежде чем вы находите им работу (экономия в ожидании страховых премий на автомобиль, заначка на Новый год или другие праздники). Каждый доллар что-то делает, ни один не болтается без работы.

Нужно место для свободы

Когда я и моя жена впервые начали вести бюджет, мы допустили ошибку, которую делают большинство начинающих. Мы так серьезно отнеслись к вопросу ведения бюджета, что совершенно не оставили себе места для свободы. Хотя надо отдать нам должное, мы подошли к вопросу со всей тщательностью и старались как лучше.

Постепенно я начал замечать, что слишком переживаю из-за денег. Я начал переживать по поводу каждого расхода, переживать что нам не хватит денег. Я принял все слишком близко к сердцу. Я превратил это в проблему. У меня сформировался пунктик. В конце концов, мне стало трудно решиться на какие-либо затраты вообще.

Это опасная ситуация. Я боролся с самим собой и хотел все бросить!

Мы назначали каждой копейке работу. Каждая работа казалась такой важной! Я чувствовал, что не могу купить себе шоколадку. Я чувствовал себя загнанным. Через месяц или два такой жизни я начал говорить об этом с моей женой. Посовещавшись, мы решили, что будем отводить каждому из нас определенную сумму на «личные деньги». То есть каждый из нас каждый месяц будет получать определенную сумму от общего дохода в личное распоряжение, сумму которую мы вольны тратить на что-угодно по своему желанию, без оговорок. Более того, мы НЕ обязаны отчитываться за такие расходы друг перед другом.

Удивительно: сумма может быть небольшой — но само ее наличие все решает! Мы остановились на десяти долларах на каждого в месяц. Десять жалких долларов, и я чувствовал себя королем! Из этого опыта я вынес для себя следующую мудрость: каждой копейке нужна работа, и каждому бюджету нужно место для отдыха!

Я понял, что люди очень часто нереалистично подходят к вопросу ведения бюджета (как я и моя жена вначале) и сдаются. Почему? Потому что нельзя долго жить нереалистично в условиях реального мира.

Умышленное отсутствие отчетности перед вашим супругом — ключевой момент. Не имеет значения, если один из вас является главным кормильцем семьи — как только ваши деньги попадают в семейный бюджет, они принадлежит семье. Только после того, как вы с супругой выделили каждому из вас «личные деньги», у вас появляются ваши собственные деньги.

(Кстати, отличный способ внести романтику в отношения — потратить свои «личные деньги» на жену:)).

Еще раз хочу подчеркнуть: нельзя переоценить важность ПЕРВОГО ПРАВИЛА — дать каждой копейке работу. Как только вы внедрите это правило в жизнь, ваши деньги начнут работать на вас, а не просто болтаться туда-сюда без цели и порядка. Как только вы реализуете первое правило, вы заметите, что ваши расходы упали, и ваши финансы стали работать эффективней. В вашей жизни появилось больше порядка, больше стабильности и больше денег.

В этом технологически прогрессивном (и в финансово-безответственном) обществе, надо использовать все средства, которые облегчат вам вашу работу по ведению бюджета и помогут быстро и легко назначить роли вашим деньгам. Можно использовать ручку и блокнот, ежедневник, мое программное обеспечение, сотовый телефон, доску и мел — что угодно. Главное убедиться, что каждая копейка получила свою работу!

Итак, мы выяснили необходимость определить роль для каждой копейки, но мы еще не обсудили методику, с помощью которой вы будете это делать. В следующий раз мы специально сосредоточимся на ведении бюджета в браке. Если вы холосты, значит узнаете, что будете делать, когда женитесь.

Практические шаги на сегодня:

  • Создайте для ваших денег список потенциальных «должностей». Они определят ваши категории расходов.
  • Пообещайте себе, что выделите некоторую сумму в свои «личные деньги». От этого зависит долговечность вашего бюджета.

    Источник: You Need a Budget.
    Перевод: Lana Fairchild.

    Продолжение:

    Комментарии (0)

    twittervkontaktefacebook